Миро как использовать


что это такое, как используется в Православной Церкви, рукотворное и нерукотворное, чин мироварения и Таинство Миропомазания, мироточение икон и мощей

Содержание страницы

Миро в Православной Церкви

Чин освящения мира Патриархом Кириллом

Миро — это ароматическое  масло, имеющее для христиан  очень большое значение.  Через  помазание  освященным миром человеку сообщается Божественная благодать в Таинстве Миропомазания,  используют миро и при освящении храмов.

Полезные материалы

 

Само слово «мессия»  переводится как «помазанник»,  так же величали и продолжают  величать  государей,  управляющих своими  странами не по решению народа,  а по Божьему  изволению.

Рукотворное и нерукотворное миро


Рукотворным миром называют благовоние, используемое при совершении Таинства Миропомазания,  и имеющее вполне конкретный состав. Это смесь масел, ароматических смол и трав, всего  насчитывается пять десятков ингредиентов.

Упоминание в Ветхом Завете

Впервые такое миро упоминается еще в Ветхом Завете. В 30-ой главе книги «Исход»  повествуется о  наставлениях, полученных Моисеем от Самого Господа. Речь идет, в числе прочего,  и о подготовке мира, каковым следует помазать Аарона и его сыновей. О его составе сказано так:

«Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей,  по сиклю  священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего   миро для священного помазания…».

Это миро Моисей возлил на головы Аарона и его сыновей, ставших, таким образом, первыми  израильскими священниками.  Позднее в ветхозаветные  времена миропомазание  применялось при   восшествии  на престол царей,  в частности, Саула и Давида.

Мазали священным миром так же и пророков  (например, пророка Елисея).  Таким образом,  помазание  миром означало в культуре  древнего  Израиля   благословение  на  начало  важного  служения – священнического, царского, пророческого.

Упоминание в Новом Завете

В Новом Завете миро упоминается в эпизоде с женщиной, которую Евангелия именуют «грешницей».  Она «приступила» к  Господу с «алавастровым сосудом»,  из которого излила душистое масло Ему на  голову,   а затем –  на ноги.  Унимая свидетелей этой сцены,  которые начали  роптать  на  чрезмерную дороговизну  благовония, Христос сказал,  что женщина совершила доброе  дело,  приготовив Его таким образом к погребению.

Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век

Второй  раз в Новом Завете миро упоминается вновь в связи с женщинами – женами-мироносицами,  которые наутро после казни Спасителя пошли к Его гробу, чтобы согласно обычаю, умастить Его  благовонным маслом. 

В апостольские времена миро стали применять для «низведения Святого Духа» на людей,  обращенных в христианство.  Сначала  это происходило  через возложение  рук апостолов, но когда  количество  новокрещенных  стало  увеличиваться,  а ученики  Христа  разошлись  по свету,  чтобы проповедовать  Евангелие,  для  приятия  Святого  Духа  стали  использовать  ароматическое  масло,  благословленное  кем-то  из  учеников  Спасителя.  

Употребление мира в наши дни

В наши дни Православная церковь использует миро в таинстве Миропомазания,  которое происходит по укоренившемуся обычаю, непосредственно после совершения  Крещения.  Священник берет святое миро, которое хранится в алтаре храма, и помазывает новокрещенному  крестообразно лоб, глаза, рот, уши,  грудь, руки и ноги, произнося:

«Печать дара Духа святого, аминь».

Миропомазание. Фрагмент картины Крнаева Акима «Крестины».

Этим же миром совершается освящение престолов в новых храмах, а так же освящение антиминсов.

Миром помазывали  государей древней Византии и Руси. Это таинство происходило при венчании на царство.

Как приготавливается миро

В настоящее время  право варить миро имеет только Патриарх  – предстоятель самостоятельной  (имеющей автокефалию) церкви. За столетия церковной жизни сложился чин мироварения, который  пребывает неизменным уже длительное время.  

В Русской Православной церкви миро готовит Патриарх Московский и всея Руси. Бывает это не каждый год,  а раз в несколько лет,  смотря по потребности.  В Донском монастыре (Москва)  для этого  устроена  специальная печь с огнеупорным котлом на 350 литров. Происходит мироварение в дни Страстной   недели.  

Чин мироварения

В состав современного мира входят елей, благовонные масла, такие, как бергамотовое, лавандовое,  розовое и другие, смирна, ароматные растения – чабрец,  базилик и т.п.,  росный ладан,  оливковое  масло и так далее. 

Все эти ингредиенты предварительно заготавливаются, освящаются. После этого их тщательно  измельчают, добавляют в предварительно приготовленную смесь оливкового масла и белого вина,  и оставляют  так на две недели.

В Великий Понедельник Патриарх начинает чин мироварения тем, что освящает утварь, заготовленную  смесь, и сам возжигает огонь под сосудом для варки. В первый день жидкость прогревают до кипения,  после чего миро продолжает вариться на малом огне. Священники все это время читают Новый Завет,  а диаконы постоянно размешивают миро  деревянными веслами. Продолжается это три дня.  

После этого миро разливают в особые сосуды. Патриарх добавляет в них по капле из алавастра – сосуда,  в котором  находится древнее миро,  дошедшее  со  времен  первых  христиан.  Обновляет он и содержимое алавастра. Таким образом, древнее благовоние никогда не иссякает, и  современное, сваренное уже в наши дни, несет в себе печать Святого Духа, отметившего апостолов

Приготовленное и освященное миро отправляется в приходы. В каждом храме имеется емкость со  священным миром для таинства крещения и освящения новых престолов.  

Нерукотворное миро

Существует еще один вид мира – нерукотворное.  

Так именуют капли ароматной жидкости, которая возникает на поверхности икон, иногда киотов,   а так же исходит от святых мощей. Поскольку рациональное объяснение этому явлению найти  удается  далеко не всегда, оно называется чудом мироточения. Миро в таких случаях бывает разным:  прозрачным или окрашенным, иногда легким, иногда густым и смолянистым, но, как правило,  обладающим сильным и приятным ароматом.

Мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная»

Современная православная церковь предостерегает от чрезмерной экзальтации по поводу таких   случаев. Далеко не каждое мироточение может считаться действительно чудом Господним, зачастую  происходя из естественных причин или даже от обычных человеческих уловок. Каждый выявленный  эпизод мироточения исследует специальная комиссия, создаваемая правящим архиереем, и отнюдь  не все такие случаи признаются подлинными.

Однако, православная церковь знает множество подлинных, признанных мироточивых образов и  мироточения мощей.

Среди них:

Толгская икона Божией Матери. Она известна с XIV столетия. Этот образ явился ростовскому  епископу во время его путешествия. Произошло это у места, где в Волгу впадает река Толга. Там, где  была обретена икона, построили храм и заложили монастырскую обитель. Икона прославилась  многими чудесами, исцелив и наставив на истинный путь многих и многих христиан. В 1392 году  икона начала мироточить. Толгский монастырь, где находится чудотворная икона, и по сей день  остается местом притяжения тысяч верующих.  

К числу самых прославленных в XX столетии мироточивых икон относится образ Монреальской   Иверской Божией Матери. Икона была создана на горе Афон, первоисточником послужил  прославленный образ Богородицы «Вратарница». В 80-х годах,  вскоре после написания иконы,  ее захотел  приобрести  прибывший на Афон православный чилиец Иосиф Муньес.  Икону  ему  не продали,  но подарили.  Движимый благочестием,  Иосиф  Муньес  освятил  икону, приложив  ее к подлинному  образу «Вратарницы».

Он уехал в Монреаль, и хранил икону у себя дома. Через год из иконы стало истекать миро. Это  чудесное  явление продолжалось 15 лет.  Миро выделялось из  ладоней Пресвятой Девы и из  фигуры  Младенца.   Его было так много,  что приходилось собирать его  в специальные сосуды.  При  этом задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Поскольку Муньес объехал с этой святыней  многие православные приходы за пределами России, свидетелями чуда стали тысячи людей. Миро  собирали в сосуды, пропитывали им ткани и вату, чтобы хранить дома. Известны случаи исцеления  от этого мира.

Монреальская Иверская икона, мироточивая

Октябрь

1997 года

В Греции хранитель Иверской-Монреальской иконы был убит ночью в гостиничном номере,  а чудесный образ бесследно исчез. Преступление так и не было раскрыто.

Однако, через 10 лет после трагедии замироточил бумажный образ – копия Монреальской иконы,  отпечатанный  типографским способом.  Это произошло  в православном  приходе в Гонолулу,  на Гавайских островах.

К числу самых известных случаев появления мира на мощах святых, относится возникновение мироточение мощей Святителя Николая в городе Бари.  Здесь мощи покоятся уже несколько столетий,  и все это время от них исходит благовонное маслянистое вещество. Монахи собирают его через особое  отверстие в ковчеге, в котором хранятся мощи.

Мироточили так же некоторое время назад мощи, находящиеся в пещерах Киево-Печерской   Лавры.  Как известно, останки монахов,  нашедших свое упокоение в этом монастыре,  находятся  в специальных нишах под землей. Монах, занимавшийся уборкой в пещерах, обнаружил, что некоторые  главы  обильно выделяют  миро,  и об этом вскоре стало известно и церковному начальству, и  руководству  музея-заповедника «Киево-Печерская лавра».

Миро, источаемое иконами или святыми мощами, обыкновенно собирается в специальные сосуды.  При необходимости его разводят водой, которую разливают в специальные бутылочки  –  для  паломников.

Такое миро, привезенное домой из паломнических поездок, следует бережно хранить и использовать  по мере надобности.

Как применяют миро от святых мощей и икон

Как правило, его наносят на лоб – специальной кисточкой, пальцем  или маленьким кусочком ватки.  Делают это для исцеления страждущего или чтобы благословить человека при начале важного дела,  трудного или опасного путешествия, в иных сложных житейских ситуациях.

Однако, церковные авторитеты предостерегают от того, чтобы относиться к миру, как к некоему  заменителю лекарства, чудодейственному снадобью. Миро помогает не само по себе, а только в тех  случаях, когда применяют его с искренней верой и с молитвой. Уповать следует только на Бога, у Него  же просить исцеления, а не ждать, что миро само по себе станет исцеляющим средством.

Признавая многие случая мироточения, считая их чудом Господним, которое должно укрепить нашу веру, церковь, тем не менее, предостерегает верующих от чрезмерного увлечения подобным случаям, от погони за чудесами. Верующий человек не ждет того, чтобы его вера подпитывалась различными необъяснимыми явлениями. И с этой точки зрения святое миро, приготовленное с верой и в соответствии с многовековой традицией, имеет не меньшую благодатную силу, чем миро, истекающее от образов и святых мощей.

 

pravoslavie.wiki

Святое Миро в церкви — что это такое и как его использовать

Святое Миро – важнейший атрибут христианской религии. Душистое масло как бы воскрешает в памяти и оживляет страницы Писания, воодушевляет человека и укрепляет его веру. Из чего и как его изготавливают, а также, в каких целях применяют, и пойдет речь в статье.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Значение святого Мира для церкви

Святое Миро – это особый состав и особый рецепт.

Используется такое масло в самый значимый момент жизни новоиспеченного христианина. Непосредственно после того, как человека окрестят, совершается помазание Миром – один раз и на всю жизнь. Это символизирует принятие им Святого Духа.

По завершении строительства новой церкви в первую очередь её освящают святым маслом. Также Миром смазывают и необходимый атрибут любой литургии – плат, покрывающий алтарь, или антиминс.

Известно и то, что миропомазание совершали над царями, вступающими на престол. Поэтому их еще именовали помазанниками божьими. Такой обряд был распространен в Византии и на Руси.

Символическая значимость Мира для церкви состоит в том, что оно представляет дары Святого Духа. Многочисленные ароматические вещества, входящие в его состав, олицетворяют множество добродетелей настоящего, искренне верующего христианина.

Как правильно применять Миро

По праву считается, что миро должно быть в каждом доме, ибо это универсальное средство и в горе, и в радости. Святое масло помогает побороть недуги, в некоторых случаях даже на последних стадиях, когда пациенту уже показана операция. Его можно использовать либо в чистом виде, просто добавляя каплями в пищу и напитки, либо как примесь к целебным настойкам, либо сочетать с традиционными лекарствами.

 

На более тонком, не физическом, плане святое Миро также окажется незаменимым помощником. В периоды упадка, тяжелых мыслей, труднопреодолимых искушений, а также в какой-либо кризисной ситуации, когда нужно принять взвешенное решение, а в голове беспорядок, можно совершить простой домашний обряд. Обмакнуть в масло ватную палочку или мягкую кисточку и провести по лбу крест-накрест, попросив о содействии кого-то из христианских святых. Это поможет отвести недобрые мысли и получить подсказку свыше.

В любом случае, с какой целью бы не применялось святое Миро, отношение к нему должно быть соответствующее, в высшей степени уважительное и благоговейное.

Из чего состоит Миро

Святое Миро бывает рукотворным и нерукотворным. Рукотворное Миро – это не просто масло, оно содержит особый состав из 57 лекарственных растений. За основу берется оливковое масло с добавлением белого вина. Изготавливают его по особой рецептуре, которая была описана Моисеем в книге Исхода. В свежеприготовленное Миро обязательно добавляется капля древнего Мира, сохранившегося со времен апостолов. Право на изготовление такого святого масла имеет только Вселенский патриарх. Производится оно 1 раз в 10 лет на Страстной неделе, варится в течение трех дней, после чего большой сосуд с Миром освящается. Далее святое масло развозится по всем православным храмам мира.

Видео: Чин мироварения

Существует и нерукотворное Миро. Все слышали о мироточивых иконах и мощах святых. Душистая жидкость, которая из них выделяется и есть святое Миро. По цвету и консистенции оно заметно различается, а состав его нельзя определить доподлинно. Такое святое масло также применяют для исцеления либо благословения в сочетании с искренним обращением к Богу.

Видео: Чудесное Извлечение миро из гробницы Св Николая Чудотворца.

Иерусалимское и Афонское Миро

Миро из святого города Иерусалима несет в себе особую энергетику этого места. Иерусалимское Миро изготавливают из нарда – растения, с древних времен знаменитого своими исцеляющими тело и душу свойствами. Такое масло имеет янтарный цвет и специфический аромат. В зависимости от разных добавок существует несколько его видов. Добавками могут быть лепестки цветов и/или масла из лампад храмов Святой земли. Именно иерусалимское святое масло упоминается в библейской притче о воскрешении Лазаря.

Афонское Миро изготавливают монахи. Его основа – елей и виноградное вино. К ней примешивают различные аромамасла, ладан, а также добавляют цветочные лепестки. У каждого монастыря свой рецепт приготовления. В состав может входить и нардовое масло. Афонское Миро несет благословение монастыря, где было изготовлено, а также освящается у особых, чудотворных икон и мощей Афона. Это придает ему не менее выраженные чудодейственные свойства, чем у любого другого.

Святое Миро – неоценимый дар церкви и всем христианам. Оно является неотъемлемым атрибутом не только важных церковных таинств, но и вполне доступно для домашнего использования. При этом не стоит забывать о том, что обращаться с ним, как и с любым олицетворением духовных даров, следует почтительно и бережно.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

1001molitva.ru

Миро — Википедия

Алавастр для мира, экспозиция Патриаршего дворца в Московском Кремле

Ми́ро (ст.‑слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В католицизме и в Армянской апостольской церкви, кроме таинства миропомазания, используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании на царство. Освящённое миро хранится в православных храмах в специальном сосуде — мирнице, которая устанавливается на престоле.

2 сосуда с миром с 1901 года в Финляндии

В Библии впервые о мире сообщает книга Исход:

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания

В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания новокрещёных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ»[1], которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро принадлежало только епископам.[2]

Кирилл Иерусалимский (IV век) в своём тайноводственном поучении о миропомазании называет его аналогом сошествия Святого Духа на Иисуса Христа при его крещении и пишет о мире следующее:

Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твоё чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.[3]

Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение третье

Установление особого обряда освящения мира Василий Великий и ряд других церковных авторов приписывают апостолам[4]. До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал великий четверг. На Западе с V века освящение мира стало совершаться в основном на средней из литургий великого четверга, которая стала называться missa chrismatis. Чин освящения мира описан Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его сочинении «О церковной иерархии» (рубеж V—VI веков):

…иерарх, взяв миро, полагает на божественном жертвеннике под осенением двенадцати крыл, между тем как все священнейшим гласом воспевают священную песнь вдохновения богодухновенных пророков, и, совершив над ним (миром) молитву освящения, затем употребляет его в святейших священнодействиях над освящаемыми вещами и лицами для всякого почти рода священно-начальственного священносовершения.[5]

Миро в Православной церкви приготавливается из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ. Основным веществом для приготовления мира является елей — оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.[6]

В католической традиции латинского обряда в состав мира входят только оливковое масло и благовонный бальзам, смешиваемые непосредственно перед освящением мира.

С точки зрения Русской православной церкви (РПЦ), исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать мироварение. В Синодальный период истории РПЦ миро освящал митрополит Киевский как предстоятель древнейшей кафедры. Самостоятельно освящают миро также Болгарская православная церковь, Румынская православная церковь, Сербская православная церковь и Грузинская православная церковь. РПЦ, будучи материнской церковью и предоставив автокефалию Польской православной церкви, Чехословацкой православной церкви и Американской православной церкви, наделила их также и правом мироварения. С точки зрения Константинопольского патриархата, право совершать мироварение принадлежит патриарху Константинопольскому в сослужении представителей Поместных православных церквей.

В настоящее время в томосах об автокефалии прописано получение мира от Константинопольского патриархата Греческой, Албанской, Польской и Чешских земель и Словакии церквей. Древний Иерусалимский патриархат так же получает миро от Константинополя[7].

В Русской православной церкви[править | править код]

Печь для варки мира
(Патриарший дворец, Музеи московского Кремля)

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря. С 1763 до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется мироваренная печь, сделанная тогда же, а в XIX веке дополненная декоративной сенью (навесом)

«По древнему обычаю, при таинственном освящении мира в Успенском соборе в память общения нашей отечественной церкви с восточной, прибавляется из алавастра в состав мира несколько капель и пополняется новым, чтобы никогда не иссякал сей священный источник» («Древности Российского государства»).

В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливаются масло и вино.

Патриарх благословляет рукой котёл и зажигает трикирием огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.

В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.

Освящение приготовленного мира[править | править код]

Освящение мира происходит в Великий Четверг за литургией в храме Христа Спасителя. Предварительно из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр — сосуд с освящённым миром, хранимым в Церкви издревле с добавлением в него мира от каждого нового освящения.

На Литургии в во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр ставится патриархом на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, тайно читает молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвящённым миром.

После освящения миро рассылается по всем епархиям и монастырям РПЦ.

В католицизме[править | править код]

В латинском обряде католической церкви освящение мира проводится на утренней литургии Великого четверга, служащейся по особому чину и носящей название «Месса освящения мира и благословения елея» (Missa Chrismatis). Служить эту литургию должен только епископ, по уважительным причинам допустимо переносить её на несколько дней назад (но не вперёд). Как правило, епископ совершает мессу в сослужении со всеми епархиальными священниками. Месса освящения мира и благословения елея носит особо торжественный характер и обычно проводится в кафедральном соборе епархии. Название мессы связано с тем, что наряду с освящением мира на ней проводится благословение елея больных и елея оглашаемых. Елей больных используется для соборования, елей оглашаемых для помазания катехуменов во времена таинства крещения. В отличие от мира оба вида елея состоят из чистого оливкового масла.

Католический сосуд для мира
Освящение мира[править | править код]

Во время утренней литургии Великого четверга после Литургии слова и обряда обновления священнических обетов совершается процессия принесения елеев, во время которой диаконы и министранты выносят к алтарю четыре сосуда, содержащих елей больных, елей оглашаемых, а также елей и бальзам для приготовления мира. Епископ принимает сосуды и ставит их на алтарь. Затем служится Евхаристическая литургия обычным порядком. После её окончания епископ благословляет елей больных и елей оглашаемых, после чего приступает к освящению мира. Епископ в молчании вливает благовонный бальзам в елей, затем призывает верующих к молитве, и с простёртыми руками читает молитву освящения. Во время молитвы все сослужащие священники простирают правую руку в направлении сосуда с миром. После освящения миро рассылается по всем приходам епархии, где хранится в специальных сосудах.

В Армянской апостольской церкви[править | править код]

В Армянской апостольской церкви миро варят 1 раз в 7 лет во время специально учреждённого для этого Праздника Мироварения. Обязательным условием при приготовлении нового мира является вливание в него оставшегося старого мира. Это символизирует преемственность традиции. Считается, что древнейшим миром, таким образом входящим в состав свежеприготовленного, является миро, принесенное в Армению самими апостолами.

ru.wikipedia.org

Миро афонское, Сувениры Афона | Athos.Guide

Что такое миро?

Миро — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. В православии используется при освящении построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен.

Настоящее миро представляет собой особую смесь масла и 57 лечебных трав. Согласно древней традиции оно производится каждые десять лет только во Вселенской Патриархии, а затем высылается во все православные церкви по всему миру.

Из чего делают миро?

Рецептура и состав миро традиционно основываются на описании Моисея из книги Исхода (30, стихи 22-25):

"И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот (сиклей), корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;".

Миро начали производить во втором веке. Вплоть до VIII века правом производства мира обладали все епископы. С течением времени это право было ограничено и стало доступно только патриархам, а затем лишь Вселенскому Патриарху.

Афонское миро

Миро с Афона представляет собой благословение каждого конкретного монастыря или скита; здесь, по особой рецептуре его изготавливают сами монахи.

Как использовать миро?

Кроме своего символического значения Афонское миро обладает особыми свойствами: это средство содержит антиоксиданты, является противомикробным, тонизирующим, ранозаживляющим и лечебным в случае многих недугов.

Способы использования:

  • Добавить несколько капель в еду
  • Крестообразным движением помазать кисти, лоб или место, которое болит

Производство Миро

В Вербное Воскресенье и в Великий Понедельник Вселенский Патриарх благословляет сосуды и ингредиенты для приготовления миро. Согласно традиции, после освящения, патриарх, положив некоторые из ингредиентов в сосуды, сам зажигает огонь.

В Великий Вторник поминают всех, кто пожертвовал средства и ингредиенты для приготовления миро, также читается Евангелие.

В Великую Среду приготовление завершается добавлением недостающих трав.

Где купить миро с Афона?

Афонское миро можно купить на Святой Горе Афон. Как правило, все монастыри и скиты производят свое собственное миро по особой рецептуре.

athos.guide

Масло миро из Иерусалима

Одним из священных таинств в христианстве является миропомазание. В древнем Израиле таким образом принимали царей и священников к восхождению на престол.  Таинство же символизировало их искреннее служение Богу. Считалось, что так исключается возможность взять власть в свои руки самозванцем. В дальнейшем священнодействие было приемлемо для всех людей, которые принимали крещение. Это означало, что миропомазанные входят в Лоно Христовой Церкви.

Понятие «миро-помазание» состоит из двух слов, первое из которых означает миро, или особенный состав благовонных веществ, с помощью которых совершается таинство посвящения. В Ветхом Завете миро составляли по велению Господа, который заповедал Моисею святое масло для помазания. Считается, что масло миро из Иерусалима, иначе нардовое миро, освящено на Гробе Господнем и несет целебное воздействие на человека и его судьбу.

Волшебная сила нардового цветка

Есть такой цветок, родиной которого является древняя Индия — нард, о целебных свойствах которого было известно еще издревле. Его ценили, как уникальное средство для ухода за кожей, из него делали различные лекарства. Его применяли, как противогрибковое, согревающее, мочегонное и осушающее средство. Считается, что масло нарда способствует восстановлению физиологического баланса кожи и может использоваться при проблемах кожи (сыпь, аллергия).  

Из цветка извлекают масло приятного янтарного оттенка, которое помогает избавляться от эмоциональных зажимов, застарелых обид. Употребляя масло нардового цветка, беспокойство постепенно исчезает и уходит внутреннее напряжение.

Евангельское миро из нарда благословляется Церковью и используется для помазания больных мест, а также для таинства освящения. Когда-то, в Библейские времена его считали великой ценностью, которую приобрести сразу и много для обычного человека было сложно. Долго, отказывая себе во всем, женщины покупали его по капле, чтобы сохранить на будущее.

Великую жертву совершила Мария Магдалина: она взяла чистейшее миро и отдала все до капли Иисусу Христу в знак благодарности за воскрешение родного брата Лазаря.  В те времена помазание миро головы человека считалось великой почестью. Но Мария не поднимала глаз на Иисуса: склонив перед ним голову, благоговейно вылила миро к его ногам и оттерла стопы Спасителя своими волосами. Это событие описано у нескольких Евангелистов.

Как проходит помазание

Считается, что именно нардовое масло миро из Иерусалима от Гроба Господня — это святыня, которая должна быть у каждого христианина. Оно защищает от недуга и неприятностей. Помазав им лицо или больное место крестообразно, приходит исцеление.

Миропомазание — действие, которое происходит в течение нескольких секунд. Новокрещенные получают от священника крестообразное помазание церковным маслом, сопровождающееся молитвой и фразой, означающей, что таинство свершилось.

Помазуются части тела:

  • Лицо — для освящения ума и мыслей;
  • Кисти рук — для освящения сердца и желаний;
  • Глаза, уши, рот — освящение чувств христианина;
  • Руки, ноги — для праведных дел.

Масло миро имеет религиозное значение, а чтобы оно было особенным, его освящают на алтаре. Приготовить его и осветить имеют право только статусные священнослужители. В состав миро входят, кроме елея, еще многие вещества:

  • Лаванда;
  • Розмарин;
  • Базилик;
  • Корица;
  • Янтарь дробный;
  • Ладан;
  • Цветы розы;
  • Камедь;
  • Древесный сок;
  • И другое.

Для приготовления православного масла используется до 40 ингредиентов. А процесс его изготовления соблюдается по всем существующим церковным правилам.

Во время миропомазания на новокрещенного нисходит благодать Божья, когда он не только исцеляется от болезней, но и укрепляет свой дух. Во время ритуала нужно читать молитвы или искренне молиться своими словами.

Состав и хранение

Масло может иметь разную расфасовку: от нескольких граммов до 2-х литров и хранится в специальных сосудах. По своему составу делится:

  • Миро 100% без примесей;
  • «Камня Миропомазания»;
  • «Святогорское»;
  • «Голгофское»;
  • «Синайское»;
  • «Иерусалимское»;
  • Из святого Иерусалима.

Миро обычно приобретают в храмах: вне церкви его покупать не рекомендуется, так как оно не освящено. Масло следует хранить, как и любой священный предмет, в отдельном месте, подальше от бытовых предметов. Можно поставить возле иконы. Елей можно и нужно хранить в холодильнике.

Не следует масло выбрасывать, как мусор, если вдруг оно испортится. Можно вылить в проточную воду.

Применение

Считается, что каждый христианин должен иметь масло миро. Пользоваться им нужно так: смазывать больное место и немного втирать, помазать крестообразно лоб. Обязательно проводить процедуру с благоговением и молитвой. Это не таблетка, а напоминание о святыне. Использование масла, как обычного геля или крема ни к чему не приведет.

Молитву нужно выбрать либо ту, у мощей святого которая была произнесена, либо «Отче наш…». Истинная вера поможет от болезней или неприятностей, а освященное на Гробе Господнем масло миро защитит верующего и его семью.    

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

liliya-travel.ru

Церковные благовония. Как использовать

В храмах используют следующие виды благовоний:

Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.

Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.

Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.

Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.

Про ладан есть отдельная статья Как выбрать и разжечь ладан. В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.

Поделиться статьей с друзьями:

 


Виды церковных масел

Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.

Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.


Иерей Евгений Ступицкий:

«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе...»


«Липовый цвет» источает медовый запах липы;

«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;

«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;

«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;

«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;

у «Хвои» древесно-смолистый аромат.

Применение

Как духи на кожу

Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.

На одежду благовония наносить не рекомендуется, дабы не оставить на ней пятен, которые вы вряд ли сможете отстирать. И на ткани масло скорее всего не будет благоухать — ему нужно «чувствовать» кожу, чтобы раскрыть свой аромат.

Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.


Протоиерей Вячеслав Брегеда:

«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным...»


В лампадное масло или на иконы

В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.

Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье Лампада для дома.

С молитвой на больные места

Воцерковленные старушки рекомендуют смазывать больные места с обязательным благоговением и молитвой.

Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.

В качестве елея

Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.

Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш...»). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.

Некоторые рекомендуют купить в аптеке специальную стеклянную палочку, которая в обиходе применима для мазей и линиментов.

В аромалампах

Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».


Архимандрит Алипий (Светличный):

«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют...»


Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.

Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.

Аромалампу можно подобрать в нашем магазине.

Часто в магазинах бытовой химии можно встретить так называемые «чайные свечи». Это небольшие плоские парафиновые свечи в алюминиевой гильзе. При выборе таких свечей следует помнить о том, что они бывают с добавлением искусственных ароматизатов. Такие свечи нам не подходят. Они не только испортят наш аромат, но и могут вызвать головную боль.

В автомобиле

Существуют также подвесные ароматизаторы для салона автомобиля. Водители считают, что благовония уберегут их от опасности на дороге и прочих непредвиденных ситуаций.

Кроме того, есть специальные ароматы, которые помогают сконцентрировать внимание (лимон, мята, базилик, эвкалипт, тимьян), прогнать усталость (розмарин, лимон), снять излишнюю нервозность (мята). От такой напасти, как укачивание может спасти мята, имбирь, лаванда и грейпфрут.

Маргарита Волкова

 

В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.

Благовония для использования вместо духов:

Церковные благовония с ароматом цветов

Патриаршие благовония во флаконе с шариком

«Ароматы Святой Горы Афон» во флаконе с шариком

Масло высокой концентрации «Дары волхвов» во флаконе с шариком

Праздничные благовония с распылителем и ладаном

Цветочные благовония во флаконе с шариком

Греческие благовония в ассортименте

Благовонное масло «Святые места»

Для нанесения на больные места с молитвой:

Елей, освященный на мощах Целителя Пантелеимона

Елей, освященный на мощах Николая Чудотворца

Елей, освященный на мощах блаженной Матроны Московской

Для добавления в лампаду или аромалампу:

Благовония в ассортименте

Набор «Дары волхвов»

 

zyorna.ru

из чего и как готовят миро?

Миро — из чего и как готовят миро?

Миро (греч. – благовонное масло) – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.

Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

Миропомазание совершает священник, однако само миро приготовляется епископом, и правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит).

В Москве, Патриарх совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.

Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки.

Еврейское слово Мессия и греческое Христос означают в переводе на русский язык – Помазанник. В трояком смысле оно было’ дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.

Обряд приготовления святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.

Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».

Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.

Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.

Чин мироварения происходит только на Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

Из книги митр. Иллариона (Алфеева) 

«Таинство веры. Введение в православное богословие»

Похожее

dishupravoslaviem.ru

Миро - Православный журнал "Фома"

В рубрике Суть вещей "Фома" кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое миро.

 

Миро — благовонная смесь ароматических веществ на основе оливкового масла и белого вина.

Миро переводится с греческого как «ароматное масло».

Фото Юлии Маковейчук

Помазание миром символизирует схождение Святого Духа. В апостольские времена этим символом было возложение рук на человека (при крещении). Со временем уверовавших и крестившихся стало такое количество, что возложение рук оказалось физически невозможным и было заменено на миропомазание.

Алавастр — круглый высокий сосуд без ручек для хранения мира. В древности такие сосуды из алебастра (отсюда и название) использовались для хранения благовоний. Сейчас в Русской Православной Церкви алавастром называют сосуд, который хранится в Крестовом храме и содержит в себе миро от каждого нового освящения еще со времен апостолов.

Миро в Ветхом Завете

Состав и применение мира впервые были описаны в Библии в Книге Исход:

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх 30:22–25).

Смирна

Смирна — смола, получаемая от деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом и пряным вкусом.

Сикль — в разное время вес сикля = 11,17–12,2 г.

Кассия — ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Аравии.

Гин —  6592,8 см3.

Приводятся четкие указания Моисею по применению мира в ветхозаветные времена:

И помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками, Мне (Исх 30:26–30).

Таким образом, изначально миро использовалось для помазания скинии (скиния — переносной походный храм евреев) и священников, которые будут в ней служить Богу. В дальнейшем миром помазывали не только их, но и ветхозаветных пророков и царей.

В истории Русской Церкви

В XVII веке подбором ингредиентов для приготовления мира занимался Аптекарский приказ, в ведении которого находились аптеки и больницы. Именно от его сотрудников зависело количество ингредиентов для мира.

С XV по XVIII век в Русской Православной Церкви миро варилось в Патриарших палатах Московского Кремля. В 1763 году для мироварения специально была выделена Крестовая палата Кремля, позднее переименованная в Мироваренную. Печь и сосуды для приготовления мира сохранились в ней по сей день.

Донской монастырь

С 1946 года основным местом приготовлением мира в Русской Церкви становится Донской монастырь, в Малом соборе которого установлена мироваренная печь.

В современной практике Русской Церкви

В состав мира входят оливковое масло, белое вино и около 40 благовоний, таких как ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз, гвоздичное, розовое, лимонное масло. Количество благовоний меняется в зависимости от имеющихся ингредиентов.

Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси

Миро варится один раз в несколько лет в строго определенном для этого месте и рассылается в епархии, во все храмы и монастыри всей поместной — Русской Православной Церкви. Чем больше территория поместной Церкви, тем чаще варится миро.

Приготовлять и освящать миро имеет право только Предстоятель автокефальной (самостоятельной) церкви — Патриарх (4) или митрополит. В Русской Православной Церкви самостоятельно приготовлять и освящать миро начали с 1448 года, после отделения от Константинопольского Патриархата.

Миро варится в специальной печи (2) Предстоятелем Церкви с понедельника по среду Страстной седмицы Великого поста. Во время мироварения священники непрерывно читают Евангелие.

В Великий Четверг во время Литургии совершается освящение мира (4). Во время него из алавастра добавляется несколько капель древнего мира и алавастр пополняется новым миром.

В русской православной традиции миро используется для совершения таинства Миропомазания (таинство, соединенное в своем чинопоследовании с таинством Крещения), освящения храма и антиминса (антиминс — плат для совершения Литургии). Во времена монархии миро применялось при помазании на царство.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина

Читайте также:
Что такое миропомазание?

foma.ru

Что такое миро и из чего его варят? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Миро (греч. — благовонное масло) — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего — 50 веществ). Ещё в ветхозаветную пору им помазывали Скинию, первосвященников, пророков и царей, с ним ко гробу Иисуса шли жёны-мироносицы.

Мироварение совершается только на Страстной седмице. В 2014 году миро начнут варить в Великий понедельник, 14 апреля.

Подробнее о Страстной седмице читайте в справке >>

Где используют миро?

Миро используют при совершении таинства миропомазания, в том числе, когда приобщаются к православию инославные христиане. В апостольские времена каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но из-за приобщения христиан к вере и невозможности личной встречи каждого новокрещёного с епископом рукоположение было заменено миропомазанием. Миро используется при освящении новых престолов в храмах.

Откуда берётся миро?

Правом приготовления мира обладает только глава автокефальной церкви (патриарх, митрополит). В Москве Патриарх Московский и всея Руси в последнее время совершает этот чин ежегодно, а затем раздаёт освящённое миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом церкви.

Когда проходит мироварение?

Мироварение происходит только на Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы (14 апреля в 2014 году) патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варят в течение трёх дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник (15 апреля) и утро Великой среды (16 апреля). Освящение мира совершает Святейший Патриарх в Великий четверг (14 апреля) после Божественной литургии.

Из чего варят миро?

Миро варят из чистого елея (оливкового масла высшего качества) с добавлением белого виноградного вина и многих благовонных веществ. Их перечень и количество не были строго установлены: обычно в миро добавляли вещества, которые в то время были в наличии. Ныне в состав мира входит около 40 разных веществ. Основа в приготовлении мира — оливковое масло. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы масло не воспламенялось и не пригорало. Из благовонных веществ обычно применяют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное, гвоздичное масло и другие.

Смотрите также:

aif.ru

Миро драгоценное. Состав. Роль виноградного вина в чине мироварения.

Ми́ро или известное  чаще как МИРО ДРАГОЦЕННОЕ или миро церковное — в православии особое специально изготовленное и освящённое масло сложного точно неразглашаемого состава. Определенную роль при изготовлении миро играет белое виноградное вино. Об этом немного ниже.

Название миро произошло от др.-греч. μύρον ароматное масло.( ст.‑слав. мѵ́ро ). Миро используют при освящении нового храма и в таинстве миропомазания. Ранее миро использовалось также при коронации и помазании на царство по православной традиции. Миро драгоценное  — это предмет особой важности, так как через помазание освященным миро сообщается благодать Духа Святого.

В этом году исполняется 125 лет со дня миропомазания на царство последнего царя Российской империи Николая Второго, которое состоялось в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца.               

По преданию, обряд мироварения установлен апостолами.

Согласно Новому Завету, Мария — Магдалина именно миро помазала ноги Христа , на что  Иуда сказал, что такой дорогой миро лучше бы продать или  раздать нищим. Христос же заметил, нищих много и еще ты подашь им милостыню, а этот миро мне — на погребение. Он знал свою судьбу. Позже, после его смерти Мария-Магдалина и ее сестра Марфа принесли миро и другие ароматные вещества  к пещере, где стражники оставили тело Христа, однако пещера уже была пуста. Христос воскрес. Этих женщин в Библии назвали жёны-мироно́сицы (греч. μυροφόροι γυναίκες) .

МИРО ДРАГОЦЕННОЕ. СОСТАВ. Впервые о составе миро сообщается в  книге Исход: И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной  двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх. 30:22-25)  Основные компоненты — масло и вино — заливают в котлы и варят на медленном огне. Основным компонентом для приготовления миро является чистый елей — оливковое, реже подсолнечное или ореховое масло высшего качества.

В конце процесса в загустевшую смесь добавляют благовония, полученное вещество разливают по освященным сосудам, ставят печати и рассылают по епархиям.

В первые века христианства для помазания новокрещеных использовалась смесь благовонных веществ . Право приготовлять и освящать миро драгоценное имели только епископы.

Первое миро принесено было в Россию из Херсонеса Таврической губ. при Крещении Руси. При святом князе Владимире св. миро  драгоценное было привезено из Византии (Константинополь) греческим митрополитом Фотием в Киев а затем из Киева перенесено в Москву.

Чин Мироварения на весь православный мир совершался в двух городах — Киеве и Москве.

-1.  В синодальный период — в Киеве -в трапезной церкви Киево-Печерской лавры. варили миро драгоценное для Украины и западных епархий Откуда освященное миро относили в Великую Лаврскую церковь, где и хранили.-

2. в Москве -сначала, во времена патриархов, на паперти церкви Трех Святителей, затем С 1763 до 1917 года в особой Мироваренной палате Кремля  против церкви Двенадцати апостолов, в Кремле, В советское время многие годы миро  драгоценное варилось тайно .

Мироваренная печь в Кремле.

 

 

 

 

 

 

 

После Великой Отечественной войны мироваренная печь была установлена по благословению патриарха Алексия I в Малом соборе в честь Донского образа Богородицы на территории Донского монастыря .

  

   Это на нынешний момент единственная на территории Русской Православной Церкви действующая мироваренная печь. Во время Великого поста здесь варится миро драгоценное  (освященные специальным чином благовония на основе …

оливкового масла и белого вина) для нужд всех приходов и монастырей РПЦ.  Я  лично видела  в Донском монастыре мироваренную печь, которая похожа на очень красивый ажурный большой ларец или футляр с какими то трубами внутри. Под футляром печь.

 

Храмы строятся. Миро уже не хватает. Собираются строить еще одну печь тоже на территории Донского монастыря в храме св. мученицы Екатерины.

 СОСТАВ. В греческой церкви для составления миро бралось до 50 благовонных веществ, в России более 40. 

В 18 веке в России для приготовления миро использовались на 20 пудов масла и 6 ведер белого виноградного вина (лиссабонского). Причем вино служило лишь для того, чтобы во время варения масло  не воспламенялось и не пригорало, а прочие вещества не иссушивались, но как бы в состав миро не входило,

Кроме того, использовалось  от 2 пудов до 30 золотников таких веществ: как 

— стиракс (камедь, особый древесный сок),

ладан 4 х видов : росной, простой, белый и черный,

— сандарак (растительная смолка, добываемая из особого вида можжевельника),

мастика (тоже смолка), преимущественно фисташковая,

розовые цветы,

базилик (пахучий василек),

корни: фиалковый белый, имбирный, черный, калганный, кардамонный,

— бальзам перувианский,

терпентин венецианский (скипидар),

а также масла тринадцати наименований: мускатное густое, бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, богородичной травы, розмариновое, лигниродийное (каменноугольное), розовое, коричневое, маиранное, померанцевое и мускатное жидкое.

Так, для мироварения в 1631 году при патриархе Филарете из царской аптеки были получены : янтарь добрый, ладан росной, мед дивий (дикий), корица, перетрун, корень азар, гуляфная (розовая) водка, смирна и кассия.

Но были времена , когда для миро употреблялись лишь те вещества, какие можно было найти на месте, особенно в пору гонений, а также в советские времена.

Поныне  миро драгоценное в Православной церкви изготавливается по старинным, тщательно сохраняемым в тайне, рецептам из елея с добавлением виноградного вина и более 40 пряных трав и благовонных веществ.  На настоящий момент около 20 -ти из 40  составляющих не разглашаются. Из известных благовонных веществ обычно используют гвоздичное, лимонное, мускатное,, розовое масло, лепестки розы, ладан, фиалковый, калганный и пряный корни, и другие вещества. Повторю, что белое виноградное вино нужно при мироварении, чтобы предотвратить пригорание и возгорание масла и иссушение других веществ.

Приготовление веществ для мироварения начиналось с Крестопоклонной недели. Утром, в понедельник Страстной недели, митрополит окроплял приготовленные вещества св. водою и, влив в котлы св. воду, благословлял положить в них масло, благовонные травы и пр., затем сам зажигал огонь под котлами и начинал чтение св. Евангелия; это чтение, которое продолжало после него прочее духовенство, равно как и перемешивание варимого деревянными веслами, продолжалось денно и нощно до вечера среды, когда во вновь  приготовленное миро драгоценное, дав ему остыть, клали ароматы и затем разливали в сосуды и ставили на особых скамьях, а впереди них на особом столе — “алавастр”, содержащий в себе неиссякаемое, преждеосвященное и сохраняющееся в запасе миро драгоценное.

 

Хранится миро драгоценное в мирнице -сосуде  вместе со Святыми дарами в алтаре на престоле в  храмах. На двух фотографиях слева и справа сосуды для хранения миро драгоценного.

Кирилл Иерусалимский (IV век) в своём тайноводственном поучении о миропомазании называет его аналогом сошествия Святого Духа на Иисуса Христа при его крещении и пишет о мире следующее:

Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твоё чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.[3]                                                          — Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение третье

До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал великий четверг. На Западе с V века освящение мира стало совершаться в основном на средней из литургий великого четверга, которая стала называться missa chrismatis.

ЧИН МИРОВАРЕНИЯ. По постановлению церковного собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве (1 раз за 2—3 года) на Страстной неделе Великого поста. Священное или драгоценное миро употреблялось при крещении, освящении новых храмов, венчании на царство и коронации.

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения сейчас совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря.

С 1763 до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется мироваренная печь, сделанная тогда же, а в XIX веке дополненная декоративной сенью (навесом)

«По древнему обычаю, при таинственном освящении мира в Успенском соборе в память общения нашей отечественной церкви с восточной, прибавляется из алавастра в состав мира несколько капель и пополняется новым, чтобы никогда не иссякал сей священный источник» («Древности Российского государства»).

В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливаются масло и вино. Патриарх благословляет своей рукой котёл и зажигает огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.

В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют белое виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — белое виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.

В среду Крестопоклонной недели, после службы Животворящему Кресту начиналась церемония освящения составных частей мира. А завершалось мироварение на Страстной неделе. Миро драгоценное варили с Великого понедельника до Великой среды в серебряных котлах при непрерывном чтении Евангелия. Затем в него добавляли различные ингредиенты с ароматами и разливали в 12 серебряных сосудов -кунганов (по числу 12 апостолов). Освящение мира происходило в Великий четверг в Успенском соборе. Во время него из небольшого сосуда — алавастра — несколько капель ранее освященного мира вливалось в каждый из 12 сосудов. Взятое из алавастра восполнялось вновь сваренным миром, что символизировало непрерывность таинств в православной Церкви. Освященное миро торжественно переносили из Успенского собора обратно в Патриарший дворец и хранили в алтаре церкви Двенадцати апостолов в серебряных сосудах. Отсюда его распределяли через архиереев по всем православным храмам страны.

С 1763 до 1917 года церемония совершалась в Крестовой палате в Кремле, которая была переименована в Мироварную.

ИНТЕРЕСНО. Миро и  » мирра» -слова от одного корня , но это разные слова и предметы. О миро драгоценном вы уже знаете . Мирра — смола южного дерева.

ВАЖНО.  «Небесное» миро -истекающее из икон и мощей-  также не имеет ничего общего с церковным миро ( которое и есть  т.н. миро драгоценное). Чудесные случаи, когда распятие, икона, мощи или гробница святых, неожиданно начинают истекать благоуханной маслянистой жидкостью — которая тоже называется миро, известны с незапамятных времен. Но если церковное миро драгоценное ,  сваренное людьми и применяемое в христианских обрядах -по составу  елей (растительное масло ) с вином, травами и благовониями, то: истекающее, или «небесное», миро по составу и консистенции не аналог церковного, хотя оно часто тоже маслянистое и нередко душистое. Ароматы «небесного миро» различны. Так, икона Тихона Задонского из Никольской церкви под Оренбургом источает сладковатый карамельный запах, икона Минская Богоматерь — аромат хвойного леса, иногда мироточение благоухает цветами..Мнения исследователей о составе различны, это может быть жидкость водоподобная , маслоподобная, медоподобная с большим содержанием 30-70% органики.  Нередко это были кровеподобные миротечения. Их брали на анализ и это была жидкость с примесью человеческой крови четвертой группы. Кровь на Туринской плащанице тоже четвертой группы.

К случаям мироточения церковь относится внимательно, проверяется каждый случай. И за последние годы признаны как имеющие право быть и действительно необъяснимые — только 30 из почти 500. В католической церкви только 12 из более 300. Но они есть.

Владимир Павлов, ведущий научный сотрудник Математического института РАН: «Мироточащая икона, на которой из ничего образуется священное миро, нарушает классическое научное представление о Вселенной….»Из ничего» образуется материя — миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки, такое может происходить только путем превращения энергии в вещество — процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым… Я думаю, что мироточение — это одно из подтверждений корпускулярно-волновой теории, что единая материя может проявлять себя как волна, энергия и как материя, частица. Возможно. Надо только помнить: не все знания в мире получены научным путем. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы просто знаем, что это так.» Источник

Вот такая информация. Надеюсь, что для вас интересная.

Божьей помощи вам, дорогие.

ampel-nord.ru

Эфирное масло миро

Список ссылок всех БК

▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

  1. Альтернативный Адрес № 1 
  2. Альтернативный Адрес № 2